Изображение пользователя Избирательная комиссия Хабаровского края \
Конституционный Суд России вернул избирателям право на досрочное голосование
от Избирательная комиссия Хабаровского края \ - Понедельник, 28 Апрель 2014, 13:35
 

15 апреля 2014 года Конституционный Суд Российской Федерации  признал несоответствующей Конституции РФ норму пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая ограничивает право граждан на досрочное голосование на выборах и референдумах 

Поводом для рассмотрения дела послужил запрос Законодательного Собрания Владимирской области, в котором депутаты указали на факт несоответствия Конституции РФ указанной нормы в той мере, в какой, исключая возможность досрочного голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, эти положения ограничивают активное избирательное право граждан, которые в день голосования не смогут прибыть на избирательный участок, к которому относится их местожительство и где они включены в список избирателей, по таким причинам, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, которые признаются уважительными применительно к досрочному голосованию при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, и ставят этих граждан как избирателей в заведомо неравное положение с другими избирателями.
 
В Российской Федерации до 1999 года избирателям предоставлялась безусловная возможность проголосовать досрочно (в течение 15 дней до дня выборов) в помещении окружной или участковой избирательной комиссии в соответствии с действовавшими тогда законами об основных гарантиях избирательных прав от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ и от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ. В 1999 году, в связи с внесением изменений в избирательное законодательство, были введены ограничительные требования, которые обусловили реализацию права на досрочное голосование наличием уважительной причины (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) и отсутствием возможности голосования по открепительным удостоверениям.
 
С принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возможность досрочного голосования допускалась лишь на выборах в органы местного самоуправления при наличии уважительных причин и условии, что законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям. Окончательно досрочное голосование было исключено в 2010 году при очередной коррекции избирательного законодательства, что обосновывалось выявленными в ходе организации и проведения досрочного голосования на выборах различного уровня нарушениями избирательного законодательства.
 
В действующем Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривалась возможность использования досрочного голосования при проведении выборов различного уровня и референдума Российской Федерации для избирателей, участников референдума, находящихся, в частности, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях (пункт 1 статьи 65 Федерального закона), а при проведении референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума – и по иным основаниям (пункт 2 статьи 65 Федерального закона).
 
В рассматриваемом решении Конституционный Суд РФ провел анализ субсидиарных институтов (голосование по открепительным удостоверениям, по почте), призванных в качестве дополнительных гарантий обеспечивать осуществление активного избирательного права и признал, что в том виде, в каком они функционируют в системе действующего правового регулирования, они имеют существенные недостатки, которые препятствуют гражданам отдать свои голоса на выборах и тем самым реализовать конституционное право избирать.
 
Таким образом отмена федеральным законодателем права граждан на досрочное голосование создает необоснованные препятствия для реализации права граждан избирать и быть избранными, поскольку внесение в правовое регулирование изменений, направленных на исключение или ограничение ранее установленных дополнительных гарантий реализации гражданами своих избирательных прав возможно, только если новое законодательное решение преследует конституционно значимые цели, обеспечивает соразмерность вводимых ограничений этим целям, а также учитывает состояние системы общественных отношений, которыми определяется содержание как прежнего (предоставлявшего соответствующую возможность), так и вновь вводимого (исключающего ее) регулирования.
 
Не были приняты во внимание Конституционным Судом РФ и аргументы в поддержку запрета на проведение досрочного голосования, касающиеся «рационализации деятельности избирательных комиссий» и того, что досрочное голосование открывает возможности для различного рода нарушений. Суд отметил, что федеральный законодатель не отказался полностью от этого института и, следовательно, «не считает возможные нарушения предопределенными самой его природой – при условии надлежащей организации, обеспечивающей надежность, эффективность и прозрачность соответствующих процедур».
 
При обосновании своей позиции Конституционный Суд РФ также отметил, что референдум и выборы являются равноположенными по своей конституционной значимости высшими формами осуществления народовластия, а потому условия их реализации должны быть в принципиальном плане также равными. Однако в отношении досрочного голосования обжалуемой статьей 65 Федерального закона вводились разные условия реализации активного избирательного права на выборах и на референдуме.
 
Суд указал, что «такое регулирование, вводящее неравные возможности использования института досрочного голосования на выборах и на референдуме и тем самым прямо противопоставляющее эти институты по объему гарантий реализации права на участие в голосовании, нарушает установленный Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя принцип, согласно которому и референдум, и свободные выборы являются высшими формами осуществления народовластия. Кроме того, отказ в праве на досрочное голосование избирателям, которые в день голосования по уважительным причинам, таким как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, на котором они включены в список избирателей, ставит их в неравное положение по сравнению с другими гражданами, которые такую возможность имеют».
 
В итоге Конституционный Суд РФ признал пункт 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3).
 
Законодателю предписано внести в указанный Федеральный закон соответствующие изменения, а до их внесения избирателям, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, по такой уважительной причине, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.
 
Вместе с тем мнения экспертов относительно расширения прав граждан на досрочное голосование сводятся к одному: возвращение нормы уместно при условии обеспечения жёсткого контроля за её соблюдением.
 
Владимир Кривцов,
Заместитель руководителя РЦОИТ при ЦИК России